Всем нам так хорошо известные школьные парты прошли большой путь: от обычных лавок до современных столов. Самые первые сельские и земские школы представляли собой большую избу, где вдоль стен стояли лавки, на которых в то время могли сидеть и 7-летние ребята, и взрослые девушки, мечтавшие научиться грамоте.
В Санкт-Петербурге и Москве к обучению подходили серьёзнее, однако, учителя и врачи отмечали рост числа носителей очков. Российский врач швейцарского происхождения Фёдор Эрисман, заинтересовавшись этой проблемой, исследовав гимназии, пришёл к выводу, что чем старше ученики, тем больше среди них процент близоруких. А связал он это с неправильным углом обзора и посадки учащихся. Воспользовавшись расчётами другого швейцарского врача Фарнера, Эрисман представил свой вариант школьной парты: соединённые между собой скамью и стол. Но такие необычные парты получились одноместными, так что в классе помещалось не более 15 человек, однако, желающих учиться было гораздо больше.
Фёдор Фёдорович Эрисман
Решить эту проблему попытался земский учитель Пётр Коротков. Он расширил стол и скамью для двух учеников, добавил крючки по бокам парты, над столешницей вырезал углубление под чернильницу, а под ней устроил полку для книг, сделал крышку парты подъёмной.
Парты Эрисмана и Короткова так полюбились, что большинство учебных заведений того времени были оснащены именно ими. Закат же их пришёлся на вторую половину XX века, когда они были заменены обычными столами, знакомыми абсолютно всем современным школьникам.
Сейчас же советские парты можно увидеть лишь в музеях или в полюбившихся многим фильмах, таких как «Друг мой, Колька!», «Весна на Заречной улице», «Дикая собака Динго», «Аттестат зрелости».
Кадр из советского художественного фильма «Весна на Заречной улице», снятого в 1956 году режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Мартыновичем Хуциевым