Долгое время недалеко от Кумашки в глухом лесу между глубокими оврагами с 1918 по 1928 годы сохранялась секретная, тайная (келейная) землянка дезертиров периода гражданской войны с подземным ходом, с двумя комнатами. По окончании времён дезертирства в землянку приходили паломники с разных сторон из дальних селений. Организовали паломничество церковники. Землянку превратили в часовню.
Густой, тёмный лес. В полукилометре от опушки леса на северо-востоке от Нижней Кумашки в лесу сливаются два глубоких оврага. Между ними возвышенность. На самую её вершину ведёт небольшая тропа. Вверху стоит столб высотой 1,5 метра, на котором висит икона, а перед ней лампада. Со стороны оврага с восточной стороны снизу вверх проложена тропинка. А сбоку – подземный вход около двух метров в обе стороны. В одной стороне – землянка с одним окошечком, одна дверь. Пол, стены, потолок – всё дубовое. Есть подтопок, кровать, скамейки, икона и горящая лампада. На другой стороне такая же землянка, но побольше, со множеством икон и с подсвечниками.
Сюда круглый год, особенно в весенне-летний сезон, приходили бывшие монахи Медянского монастыря, попы, церковники, кулацкие элементы и пр…
Кладбище между Кумашками было открыто в 1919 году, а землянка перестала существовать в 1931 году.
А в родительские дни на погост приходит вся округа, чтобы почтить память усопших. По стародавнему обычаю вначале посещают могилу того, кто похоронен первым. На кумашкинском кладбище им оказался ребёнок Пётр Яружин из Нижней Кумашки. В народе его уважительно окрестили Петром «Первым».
Затем любой пришедший невольно останавливается у ограды вокруг престарой берёзы. К ней прикреплена жесть с надписью, из которой узнаем, что здесь похоронен монах Макарий, живший под землёй в Кумашкинском лесу.
Лосев А.С., Васильева-Лосева Г.С. Край Ромашковый Кумашка /А.С. Лосев, Г.С. Васильева-Лосева. — Чебоксары: РГУП «Чебоксарская типография № 1», 2001.- 370 с.
Из воспоминаний потомков монаха Макария
Монах Макарий (Максим) родился 19 августа (6-го числа по старому стилю) 1882 года в деревне Большая Ерыкла Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье. Отца звали Стефан, а мать — Наталия. В 9-летнем возрасте, работая в поле, в глаз ему попала колючка лопуха-репейника, и глаз начал нарывать. Сначала ослеп один глаз, а затем и второй… Родители его были верующими. В соседнем селе Тинчурино была двухпрестольная церковь: главный престол — Воздвижения Животворящего Креста Господня, и второй — Рождества Христова. Родители всегда брали с собой Максима на службы молиться. Будучи слепым, он не мог читать, но у него была очень хорошая память: на службах запоминал молитвы и без ошибок повторял их.
В лихие 20-е годы он ушёл в монастырь, но название монастыря не известно. Во время гонения на церковь и верующих монах Макарий ушёл в кумашинский лес. Когда жил и молился в землянке, его навещала сестра Татиана. Она брала с собой к монаху сына Виталия (в то время ему было примерно 12 лет). Монах Макарий предсказал Виталию, что, когда он подрастёт, будет работать в белой одежде. Предсказание монаха сбылось: Виталий окончил фельдшерские курсы и работал в своей деревне фельдшером. Когда началась Великая Отечественная война, Виталий ушел на фронт и работал в госпитале с знаменитым военным врачом-хирургом А.В. Вишневским.
Однажды весной Виталий поехал навестить монаха Макария. Монах подарил Виталию намоленную икону Божией Матери. Когда тот возвращался домой, было сильное половодье. Виталий положил икону на грудь и смело переплыл бурлящую Малую Булу.
Монах Макарий умер в 1935 году, но, когда началась Великая Отечественная война, он приснился сестре Екатерине и сказал, чтобы она не горевала и не плакала так сильно за сына Николая, что с войны все родственники вернутся живыми. На самом деле так и случилось: старший сын Екатерины, Николай, в 19-летнем возрасте ушёл на войну добровольцем, попал в Сталинград, получил ранение и вернулся с войны живым. За сражение в Сталинградской битве он был награждён орденом Красной Звезды. Остальные родственники также вернулись с войны ранеными, но живыми.