Будучи в 2022 году в Екатеринбурге, мы с дочкой Анной, студенткой Уральского федерального университета (УрФУ) побывали в Музее изобразительных искусств. Сразу отмечу: музей нам очень понравился богатством экспонатов! Тут и живописные картины разных эпох, отлитые на Урале чугунные скульптуры Каслинского литья, изящные предметы из уральских самоцветов, древние иконы… Приятно было увидеть знакомую литую композицию «Хозяйка медной горы» с часами – точно такая же имеется в моём музее в г. Чебоксары…
Завершая осмотр, попали на выставку интереснейших фотопортретов персонажей из далёкой Африки авторства Ольги Мичи. Фото были какой-то особой техники печати на пластике больших размеров. Все на чёрном фоне удивительной выразительности! Фотосюжетов было так много, что глядеть малость утомились даже. В зале бродили небольшие группы зрителей.
И вот в конце осмотра как-то неожиданно мы наткнулись на пару-тройку фотопортретов такого же высочайшего качества, на таком же чёрно африканском фоне, но лица были какие-то привычно виденные. Я лично от неожиданности как-то даже опешил: как это, кругом эфиопы, нанси и прочее… Тут подошли ещё две женщины пожилого возраста, русские бабули, и одна из них, глядя на портреты, как-то облегчённо-радостно, по-музейному тихо с теплотой промолвила:
— Наши, родные…
Точно! На небольшом ярлычке, сбоку к стене прикреплена табличка, где написано «Оленевод, народность «чукча». Автор: Ольга Мичи, Куба».
В общем, наши, родные… русские чукчи.
Вспоминая этот момент, я всегда улыбаюсь.
Николай Адёр, русский чуваш
10.07.2022 г.
Школьников Е.В., Адёр Н.М. Кто мы, чуваши… Анализ трёхвекового описания этнической принадлежности чувашского народа / Е.В. Школьников, Н.М. Адёр. – Чебоксары: Типография №7, 2023. – 180 с.