«Торты, слойки и печенье, крем, домашнее варенье…»

Знали ли вы, что рецепты советских конфет были разработаны ещё в царской России на разных кондитерских предприятиях? Кондитеры фабрики Абрикосова, которая после 1918 г. получила название «Бабаевская» (а ведь Бабаев был всего лишь, как сейчас бы сказали, главой района «Сокольнический» и к конфетам не имел никакого отношения), занимались разработкой рецептуры конфет и выпускали дефицитные карамельки.

Старейший кондитерский Торговый дом «А. Сиу и К» (с 1855 г.) был «главным» по выпечке печенья, вафель и тортов в Москве. Впоследствии он стал фабрикой «Большевик».

Кондитерская купца Фердинанда Эйнема, открытая в виде небольшой лавочки на Арбате и выпускавшая конфеты и шоколад, превратилась в фабрику «Красный Октябрь», а фабрика купцов Леоновых, начинавшая с карамелек и помадки, получила имя «Рот Фронт».

Удивительно, что большинство рецептов советские кондитеры сохранили в оригинальном, дореволюционном виде.

КАРАМЕЛЬКИ

Кисленькие шарики «Лимончики» с повидлом внутри, сладкая «Клубника со сливками» с ярко-розовой помадкой,  грушевые лимонадные «Дюшес», кисло-сладкая «Мечта» с начинкой из помадки и цитрусового повидла, дефицитные «Раковые шейки» с неповторимым вкусом.

ШОКОЛАДНЫЕ КОНФЕТЫ

Лакомство из категории «доступная роскошь». Их ели исключительно по праздникам или в качестве особого угощения.

Знаменитую «Белочку» с дроблёным фундуком в советские годы производили до нескольких тысяч тонн в год!

А редкий «Мишка на севере» стал настоящим кондитерским символом Санкт-Петербурга. Эти конфеты не прекращали выпускать даже во время войны, а в 1966 г. они стали официальным логотипом «Кондитерской фабрики им. Крупской».

Ещё один мишка, но уже косолапый, тоже пришёл к нам из царской России. По легенде, Юлиусу Гейсу, одному из двух директоров товарищества «Эйнем», принесли на пробу шоколадную конфету, в которой между двумя хрустящими вафельками был заключён толстый слой миндального пралине. Конфету Гейс одобрил, а название «Мишка косолапый» пришло само – на стене его кабинета висела картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», его и взяли за основу обёртки. В советские времена 1 кг. этих конфет стоил от 4 до 6 рублей. Их в небольшом количестве непременно клали в сладкие новогодние подарки, а на 8 Марта дарили в составе десертного набора.

А вот появление конфет «Красная Шапочка» стало практически случайностью. На фабрике «Красный Октябрь» в какой-то момент закончился миндаль, необходимый для «Мишки», и чтобы не останавливать производство, старший мастер вместо миндаля положил в пралине арахис. Конфету, недолго думая, назвали «Красная Шапочка» и выпустили в мир.

Немало поклонников всегда было и у конфет «Батончики» фабрики «Рот Фронт». Их любили за нежную тающую текстуру, мягкий, не приторный вкус, разумное количество сахара и ореховый привкус.

Совершенно недоступным сокровищем были конфеты «Птичье молоко». Их ещё в 30-е годы придумал польский кондитер Ян Ведель, а в СССР привёз министр пищевой промышленности Зотов. Он дал задание нашим кондитерам «сделать такое же». Таким же дефицитом были и редкие конфеты «Золотое суфле» с гладкой тающей начинкой с чёрной смородиной, апельсином и ананасом!

ШОКОЛАД

Шоколадные плитки, в отличие от конфет, иногда появлялись в продаже. Почти в каждом магазине можно было найти «Сказки Пушкина», шоколад «Улыбка» или «Спорт». 

Настоящий сладкий символ эпохи – шоколад «Алёнка», который задумывался как «всем доступная роскошь», простая и понятная каждому, с добавлением какао и сливок.

В советские времена «Алёнку» мог купить каждый, как в обычном формате — 100 г., так и маленьком – по 20 г. и в виде круглых медалек (большая плитка стоила всего 80 коп.).

Более редким вариантом был пористый шоколад «Конёк-горбунок» в синей обёртке с иллюстрацией из одноимённой сказки (1 р. 50 коп.), «Золотой якорь» с миндалём, сгущённым молоком и мандариновой коркой (1 р. 68 коп.), «Кофе со сливками» с добавлением кофе (1 р. 50 коп.), десертный «Золотой ярлык» (2 р. 00 коп.). Его производили из высококачественных сортов какао-бобов одним из первых среди промышленных шоколадов, ещё в 1908 г на фабрике «Эйнем».

ПЕЧЕНЬЕ

Овсяное, «Юбилейное», лимонное, вафли «Апельсинные», «Чайное», галеты, затяжное, «Ручеёк», конечно, сливочное, рассыпчатое курабье с «глазком» из джема и фруктовое слоёное в коробочке. С печеньем, вафлями и пряниками в Советском Союзе проблем не было.

ПИРОЖНЫЕ

Бисквитные, заварные, песочные, миндально-ореховые, крошковые, слоёные – за вкус настоящего «советского счастья» на фабриках отвечали специальные кондитеры. Эклеры со сливочным кремом и в шоколадной глазури были, без сомнения, пределом совершенства!

Одной из самых удачных разработок советской кулинарии буквально «из ничего» было, конечно, пирожное картошка. С тем, которое делают сегодня, по вкусу оно не имело ничего общего!

Совершенно «женским» десертным вариантом считалось пирожное «Буше». Два круглых бисквита скрепляли взбитым фруктовым кремом, а сверху наносили тонкий слой шоколада – хочешь, разломи или съешь за два укуса.

Недорогим и доступным было пирожное «Школьное» с толстым слоем помадки, которое продавалось повсеместно.

ТОРТЫ

Торты были, без преувеличения, настоящим праздником. Достать роскошное «Птичье молоко» считалось верхом шика!

А вот настоящим «Киевским» тортом накормить можно было всех желающих, ведь его вес составлял целых 5 кг.

Уникальным, но более доступным, чем другие, считался торт «Ленинградский» с паутинкой из шоколадной помадки. Он был песочным, а не бисквитным, соответственно, более дешёвым, но, несмотря на это, рассыпчатые коржи с пропиткой из масляного крема и украшенные сахарной глазурью любили на всём пространстве бывшего Советского Союза!

Находились поклонники и у необычного для советского человека торта «Прага».

Совсем простым и доступным считался торт «Сказка». Бисквитное поленце пропитывали обычным сахарным сиропом и прослаивали джемом, а украшали масляными кремовыми розочками, пенёчками и грибочками и всего за 1 р. 90 коп.

Рецептуру тортов утверждали на самом высоком уровне, в Едином дегустационном совете Минпищеторга, и любое отклонение от нормы, указанной в рецепте, было уголовно наказуемым.