Кумашка


У КАЖДОГО СВОЯ ДОРОГА...
04.11.2017 08:05

 

2 ноября 2017 г. вышла книга Николая Адёр под названием "ДОРОГА", являясь "неоконченной историей с иллюстрациями" и текстовым материалом в 146 страниц.

Краткая "история" приводится в предисловии автора "У каждого своя дорога"...

Это сборник документов, писем и фотографий о самоотверженной работе верхнекумашкинцев на строительстве и ремонте уличных дорог, благоустройстве деревни в течении семнадцати лет, которые, благодаря настойчивости, добились строительства асфальтированной дороги. 

Книга может стать полезной и, в какой-то мере, поучительной общественным активистам, главам местных администраций, предпринимателям, а участникам дорожного строительства рекомендуется...

"Дорога" в деревне Верхняя Кумашка построена, но имеются досадные недоделки в нарушение норм строительства. Они временны: невозможно даже представить, чтобы брак не был исправлен!

 

Предисловие к книге

 

У каждого своя дорога в жизни, свой путь. И у меня на своём пути нашлись свои дороги, переезды, пруды, водопроводы... Я горжусь тем, что мне удалось стать непосредственным виновником в их появлении в моей деревенской жизни. В жизни односельчан тоже.

Деревенское бездорожье является её бедой, нашей бедой с самого детства. Со школьных лет мы мечтали о хорошей, ровной и твёрдой дороге с загадочным городским названием, но на чувашский лад "шаша". Была и у нас своя "шаша" между Верхней и Нижней Кумашками вдоль линейки деревянных телефонных столбов, прямая, хотя обычная грунтово-наезжанная. Ровной и пыльной она была летом в сухую погоду. Но мы верили, что здесь обязательно когда-нибудь да построят "шоссе", покрытое камнем! Название "шаша" в большей мере, видимо, означало ее расположение, так как часть верхнекумашкинцев шли в Нижнюю напрямик через поле и лесочек.

…Через много лет с открытием своего строительного кооператива "Резерв" в 1989 г. и появлением ощутимых денег я, помня о бездорожье, перечислил родному совхозу "Шумерлинский" пять тысяч рублей на ремонт дорог по "шоссе". На эту сумму можно было купить тогда "москвича".

Первые бои с деревенским бездорожьем завязали мы с местным активом, скрепленные землячеством "К=мажа" в 1999 году по случаю организации первого кумашкинского фестиваля "Играй, гармонь!" в июле в форме субботников.

А в 2005-ом году решились уже на масштабные наступления с привлечением местного ДПМК и перегоном из Чебоксар экскаватора и бульдозера на нашем самосвальном "Камазе". Мое предприятие вложило тогда на строительство щебеночной дороги порядка 250 тыс. руб. и в Верхней Кумашке покончили с бездорожьем на главном направлении. В том году сельчане во главе со старостой деревни Юрием Егоровичем Пудовым провели 18 субботников, отработав 174 "трудодня". А сколько было их за эти семнадцать лет! При моём заходе к нему домой, он вместо приветствия незлобно, по-деловому спрашивал: "Тата м\н тумалла?" Спасибо ему, моему первому и безотказному помощнику! Конечно, были и такие, которые ни разу не выходили на общественные работы.

Конечно же, все субботники проводились самовольно, под знаменем землячества, без участия местной власти. Мои рабочие, словно шефы, постоянно приезжали в командировку на дорожные работы, а местный житель Алик Мордофеев даже стал в тот период штатным водителем на нашем самосвале ГАЗ-53. Скажу также, что заслуженным ветераном на дорожно-строительных работах в деревне стал и является по сей день водитель "Камаза" Сергей Никитин!

Понимая, что асфальт просто так не придет, одним из главных аргументов строительства социально-культурного центра стала возможность появления законного требования от власти строительства подъездной высококачественной автодороги к "культурному" объекту. Разработав несколько вариантов проекта, обсудив с сельчанами, мы в 2009 г. начали строительство объекта социально-культурного назначения своими силами на средства предприятия и завершили его ровно через два года.

Трехэтажное здание обошлось мне в миллионы рублей. Особо озабоченные с ехидцей спрашивали: "Зачем оно нужно?.." Теперь-то я открыто отвечаю, что не было бы его, не было бы и дороги, а теперь с построением дороги, можно его и снести.

В этих же целях с появлением программы Минсельхоза ЧР по комплексной компактной застройке населенных пунктов от имени администрации Нижнекумашкинского сельского поселения в 2010 году подал заявку на участие в этом конкурсе, обежал все инстанции, представив многочисленные расчеты и сведения и выиграл первое место по Шумерлинскому району, добившись выделения значительных средств на капремонт двух сельских клубов и медпункта, а также официального обещания построить автодорогу к СКЦ "Сувар" в д. Верхняя Кумашка. Но ни районная, ни сельская администрации не взялись за проектирование строительства автодороги. Хотя в день закладки первого камня в фундамент будущего общественного центра глава Шумерлинского района принародно, восторженно обещал построить сюда и подъездную дорогу, и водопровод. Но даже не пытались...

За разработку проекта автодороги протяженностью в 1,2 км до своего окраинного дома около стадиона взялся сам на средства нашего ООО ТП "Гермес" (ныне ООО "Адер") и с большим трудом сумел пробить положительное экспертное заключение в октябре 2012 года, но пресловутая программа была уже свёрнута. Конечный участок дороги до футбольного поля и моего дома пролегал вдоль оврага, что вызывало укрепление склонов, установки металлических барьеров и т.д. По совету экспертов часть дороги пришлось оттяпать, сократив длину до 905 м. Отрезанный 4-ый проектный участок оформил отдельным проектом в другой организации и уже на свои деньги построили силами ДПМК асфальтированную дорогу достойного качества!

Затем наступила полоса затишья и ожиданий. Посещая кабинеты Минтранспорта, прослышал о новой программе строительства дорог эконом-класса из известнякового щебня. Министерские предложили откорректировать проект на щебеночный вариант.

И в этот раз, но уже от имени заказчика в лице сельского поселения разработали в 2014 г. второй проект строительства автодороги, новомодной, зауженной до 3,5 м с щебеночным покрытием. В министерстве успокаивали "вначале эту построим, а через пару лет устроим асфальтовое покрытие или на свои деньги покройте асфальтом, или по ходу строительства откорректируем на асфальтобетонное покрытие". Какая-то зацепка все же появилась. Согласившись на включение в план 2015 г. строительство щебеночной дороги протяженностью 905 м, я тут же взялся за корректировку проекта с заменой щебеночного покрытия на асфальтобетон. Я был настроен только на асфальт, щебеночная у нас уже имелась! Экспертиза возвратила проект без рассмотрения, сославшись на "несоответствие параметров по ширине линейного объекта". Встал вопрос по ширине дороги: либо 3 метра, либо 4,5 м? В Минтранспорта, естественно, настаивали на как можно более дешевом варианте.

Нехотя, можно сказать, взялся за третий, а точнее, четвертый проект строительства дороги, заодно продлив ее длину на 600 м до дома № 61 по улице Заречная. На предложение соинвестировать разработку проекта, жители, проживающие здесь, отказались.

В 2015 году на строительство нашей дороги облегченно-переходного типа на известняковом щебне было выделено 3,4 млн рублей с завершением в 2016-ом. Без сомнения, она была бы построена, но я был категорически против этого типа дороги, за что пришлось выслушать немало оскорблений. Приезжал на разборки даже глава администрации Рафинов Л.Г., но мне удалось выстоять, взяв на себя ответственность за судьбу асфальтированной дороги.

В наказание, видать, ни местная, ни районная власти "забывали включать в перечень Кабмина нашу дорогу в планы и 2016-го, и 2017-го годов. Полагаю, чтобы совсем уж не обидеть "кумашкинский куст" в план строительства на 2017 год включили Нижнекумашкинскую дорогу длиной 2,7 км стоимостью 15 млн рублей. Чему я, кстати, очень рад!

Помог нашей автодороге попасть в перечень Кабмина ЧР по строительству дорог на 2017 год заместитель председателя Совета Федерации РФ Н. В. Федоров, наш первый президент республики.  Да и депутат Госдумы РФ Л. И. Черкесов тоже, говорят, уступил нам первое место в очереди, за что, конечно же, мы ему тоже благодарны. Чиновники в столице относились к моим мытарствам вполне понимающе, адекватно. И всё же, моё персональное спасибо новому молодому министру транспорта и дорожного хозяйства Владимиру Иванову!

История дорожного строительства в д. Верхняя Кумашка оказалась совсем уж нелегкой, а в год завершения строительства даже грустной. Вроде бы я всё преодолел, а радости нет…

В этой книге помещены письма по переписке, фотографии, ставшие документами истории. В общем, это документальная история, из которой можно извлечь уроки.

 

30 октября 2017 г.                                                                           Адёр Н.М.