Кумашка


Первые материалы для Шумерлинского альманаха
05.03.2018 13:08

След.дело № 164

3 мая 1932 г.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по обвинению граждан, проживающих на территории Кумашкинского сельсовета Красночетаевского района ЧАССР,

всего в числе десяти человек:

  1. 1.ДАВЫДОВА Степана Давыдовича
  2. 2.ФЕДОРОВА Захара Федоровича
  3. 3.ПУДОВА Николая Семеновича
  4. 4.ЯРУЖИНОЙ Евдокии Ивановны
  5. 5.ПАВЛОВА Николая Павловича
  6. 6.КАНДЕЙКИНОЙ Дарьи Сидоровны
  7. 7.ТОЛСТОВА Ивана Васильевича
  8. 8.ЗАХАРОВОЙ Ирины Яковлевны
  9. 9.ЗАХАРОВОЙ Пелагеи Яковлевны и
  10. 10. ТЕНЮКОВОЙ Наталии Андреевны

по ст. 58.10 УК.

Чувашскому отделу ОГПУ стало известно, что гр-не, перечисленные выше, проживая на территории Кумашкинского Сельсовета Красно-Четаевского района и других соседних районов систематически ведут усиленную агитацию, направленную против политики партии и правительства, и главным образом против колхозного строительства.

Произведенным по данному делу расследованием установлено, что обвиняемые:

  1. 1.ДАВЫДОВ Степан Давыдович с давних лет является религиозным странником, монахом, который со времени гражданской войны поселился на жительство в с.Ниж.Кумашки Кр.Четаевского района. Первые 3-4 года Давыдов проживал в лесу вблизи с. Кумашки в специально построенной для него кулаком Яружиным Иваном землянке. Остальное время до ареста Давыдов, проживая в селе Кумашки в своем построенным тем же кулаком, доме. За время проживания в лесу и в селе Кумашки Давыдов систематически занимался антисоветской агитацией, группируя вокруг себя бежавшее из монастырей монашество и под предлогом проповедования веры в Бога, наиболее религиозную бедняцко-середняцкую часть крестьян, отсталых лесных селений Ниж. и Верх. Кумашек Кр.Четаевского района. Таким образом к 1930 году Давыдову удалось организовать группу церковников из числа вышеперечисленных лиц, в задачу которых входила повседневная антисоветская агитация против мероприятий Советского правительства, а главным образом против колхозного строительства. Выполняя задания кулацкой части населения, Давыдов сознательно шатаясь из одного селения в другое и еще в 1918-19 годах в с.Кр.-Четаях в доме одной из обвиняемых по данному делу Кандейкиной Дарьи, он одному учащемуся говорил: «Напрасно ты учишься, пока учишься, свет кончится, и твое учение пропадет даром и не успеешь послужить» /л.д. 89/. В результате такой неоднократной обработки, учащийся в учении был разубежден и учиться бросил. В 1930 году в с.Нижняя Кумашка был организован колхоз, который вследствие усиленной антиколхозной агитации со стороны Давыдова Степана, как руководителя церковников, при активном содействии всех остальных членов группы распался, а в в 1931 году с организацией в с.Н.Кумашки нового колхоза Давыдов с своей группой повел повел наиболее усиленную агитацию. Стараясь всячески запугать бедняков и средняков, он говорил им: «Скоро будет война, колхозников и активистов угонят на войну, а старых и малых переселят в Сибирь, и там будут морить голодом. Надо лучше просить у Бога, Бог все даст, а Советской власти не нужно верить. Не нужно входить в колхоз, т.к. Советская власть скоро будет свергнута и тогда колхозников всех будут вешать» /см. л.д.92/.
  2. 2.ФЕДОРОВ Захар Федорович с 1894 года является служителем религиозного культа в с.Н.-Кумашки Кр-Четаевского района, проживает с 1920 года, где будучи священником церкви, имея в течение всего времени тесную связь с местным кулачеством и группой церковников к 1930 году он возглавлял названную выше группу вместе с Давыдовым Степаном. В течении ряда лет, а в особенности за последнее время, Федоров в своей квартире /построенной специально для него кулаком Яружиным Иваном/, а иногда в лесу на пасеке или в землянке систематически проводил тайные собрания с участием в них до 30 ч.граждан из разных селений и районов. Обрабатывая посещающих эти собрания антиколхозно, сам Федоров помимо этого часто в селениях Н. и В.Кумашках говорил им: «Надо просить Бога, Бог все дает, а Советской власти верить не нужно, не нужно также входить в колхоз, т.к. скоро советская власть свергнется и колхозников угонят на войну, а старых и малых переселят в Сибирь и там будут морить голодом» /см. л.д. 92-97/.
  3. 3.ПУДОВ Николай Семенович, будучи членом церковного совета и членом группы церковников – являлся наиболее активным участником всех тайных собраний, проводимых ДАВЫДОВЫМ и ФЕДОРОВЫМ. Ведя и защищая линию кулаков среди гр-н деревни Верх. и Ниж.Кумашки, он агитировал: «Я в колхоз не пойду, с колхозом дело не выйдет. Скоро будет конец света, а при чьем управлении государством будет конец света можно узнать, положил на стол 40 спичек и в них смотреть, чья будет видна голова, при том и будет конец света». По такому способу он сам ворожил и «видел» голову Ленина или Сталина, а это означало, что скоро будет конец света. Во время «крестового похода» папы Римского на Советский Союз, ПУДОВ особенно злорадствовал и усиленно агитировал массу против Советской власти /см. л.д. 109, 110, 111 и 112/.
  4. 4.ЯРУЖИНА Евдокия Ивановна – дочь кулака ЯРУЖИНА Ивана, в интересах которого и была сорганизована данная группа церковников – является активным членом группы, руководимой ФЕДОРОВЫМ и ДАВЫДОВЫМ. В доме ЯРУЖИНОЙ так же неоднократно, как и у первых двух, проводились тайные собрания с участниками до 30 человек. Обрабатывая участников тайных собраний против мероприятий Советского строительства у себя на дому, ЯРУЖИНА не ограничивалась только этим, а активно участвовала на всех других тайных собраниях, а после их среди бедняков и средняков своего селения вела агитацию, направленную главным образом к подрыву колхозного строительства /см. л.д. 94/.
  5. 5.ПАВЛОВ Николай Павлович – являясь членом группы церковников, руководимой ФЕДОРОВЫМ и ДАВЫДОВЫМ, принимал активное участие во всех тайных собраниях, которые проводились ими в селениях, на пасеках и лесных землянках, при усиленном содействии с его стороны, занимаясь помимо этого распространением антисоветской агитации в своем селении, он собирал вокруг себя верующих в Бога и говорил им: «Нужно верить Богу, молиться ему, Бог все дает, а советская власть с нас только берет. Скоро будет конец света, и во время кончины света колхозников отделят от неколхозников, колхозники пойдут в ад, а неколхозники в рай. Скоро будет война, и она прежде вспыхнет в деревне, где перебьют всех колхозников и коммунистов /см. л.д. 108 и 109/.
  6. 6.КАНДЕЙКИНА Дарья Сидоровна с давних лет занимается монашеством и, имея связь с попами и монахами, в то же время состоит активным членом группы церковников, руководимой ФЕДОРОВЫМ и ДАВЫДОВЫМ. Активно участвуя на всех тайных собраниях, проводимых группой в землянках и пасеках, КАНДЕЙКИНА помимо этого, происходя из с. Красных-Четай в 1930 году воспользовалась временным закрытием Кр.-Четаевской церкви, у себя в доме устраивала тайные молитвенно-агитационные собрания, цель которых была направлена против коллективизации. Особенно усердно и повседневно КАНДЕЙКИНА вела агитацию о невступлении в колхоз среди своих соседей /см. л.д. 89, 114 и 115/.
  7. 7.ТОЛСТОВ Иван Васильевич, являясь родным братом раскулаченного ТОЛСТОВА В.В., он еще в 1920 году на одной из пасек специально построил дом для жилья двух монашек и с того времени фактически стал членом группы церковников, активно участвуя на всех тайных собраниях, проводимых этой группой. По его, вместе с другими кулаками, агитации в 1930 году был развален в д.В.-Кумашки колхоз и с тем, чтобы развалить также ныне существующий колхоз ТОЛСТОВ предпринимал через свою группу все меры агитационных работ, а сам лично, собирая крестьян, говорил им: «Не вступайте в колхоз, нужно верить Богу, молиться ему, Бог все дает, а советская власть с нас только берет. Скоро будет конец света, и тогда колхозники пойдут в ад, а неколхозники в рай». /см. л.д. 92, 93, 106 и 108/.
  8. 8.ЗАХАРОВА Ирина Яковлевна будучи в прошлом монашкой Медянского монастыря, а в настоящее время с 1920 г. проживая в селе Н-Кумашки Красно-Четаевского района, является членом группы церковников, активно участвуя на всех тайных собраниях, проводимых руководителями этой группы ФЕДОРОВЫМ и ДАВЫДОВЫМ. Живя в лесу на пасеке и не имея никакого трудового занятия, ЗАХАРОВА занималась исключительно проповедованием веры в Бога, обрабатывая при этом по заданию группы массу крестьян против Советской власти и колхозов, вместе с этим она «пророчила», что: «Скоро будет конец света, а при кончине света колхозников отделят от неколхозников, колхозники пойдут в ад, а все неколхозники в рай. Скоро будет война, и тогда молодых колхозников угонят на фронт, а здесь во время войны Советская власть свергнется и колхозников тогда всех перевешают». /см. л.д. 92, 96, 97 и 108/.
  9. 9.ЗАХАРОВА Пелагея Яковлевна с 1903 года по 1920 год жила монашкой в Медянском монастыре, а с 1920 года состоя активным членом группы церковников, вместе с сестрою своею ЗАХАРОВОЙ Ириной, проживая на пасеке вблизи села Н-Кумашки Кр.Четаевского района. ЗАХАРОВА эта, как и ее сестра Ирина, занимались исключительно проповедованием веры в Бога. Состоя членом группы церковников и участвуя на всех тайных собраниях, она, как и сестра ее Ирина, вела аналогичную агитацию среди массы крестьян, настойчиво убеждая их не вступать в колхоз /см. л.д. 92, 96, 97 и 108/.
  10. 10. ТЕНЮКОВА Наталия Андреевна будучи кулачкой – лишенной избирательных прав, также является членом группы церковников, руководимой ФЕДОРОВЫМ и ДАВЫДОВЫМ. Активно участвуя на всех проводимых группой тайных собраниях в 1930 году, обсуждая вопрос о колхозе, говорила: «Не дадим колхозникам первосортную землю, а дадим песчаную». В результате такого вмешательства ее и др.членов группы, в дело колхозного строительства, организованный в том году Н-Кумашкинский колхоз быстро распался. При организации в 1931 году нового колхоза ТЕНЮКОВА вела более усиленную агитацию, сознательно распространяя слухи о том, что: «Скоро будет война и тогда Советская власть свергнется, а колхозников всех перевешают». /см. л.д. 94, 95 и 103/.

В общем итоге деятельность всех вышеперечисленных обвиняемых была направлена не только против колхозного строительства, но и вообще против существующего Советского строя.

Об этом ярков свидетельствует показание свидетеля колхозника ПЕТРОВА Федорова Александровича, который показывает, что члены группы церковников при распространении слухов о предстоящей якобы скоро войне говорили: «Если вспыхнет война, то война будет сперва в деревне, где перебьют всех колхозников и коммунистов». /см. л.д. 109/.

В результате антисоветской агитации группе вышеперечисленных лиц удалось провести в жизнь следующее:

1. Развалить колхоз в с.Н-Кумашки в 1930 году

2. Приостановить прилив вновь организованных колхозов в с.Н-Кумашки и д.В-Кумашки и

3. Усилить религиозное движение в районе Кумашинского с/совета, а в связи с этим и свое влияние на часть бедняков и средняков, даже на часть колхозников /см. л.д. 101 и 103/.

Допрошенные обвиняемые: ДАВЫДОВ Степан Давыдович, ФЕДОРОВ Захар Федорович и другие, всего в числе десяти человек, в предъявленном им обвинении виновными себя не признали и показали, что: «они действительно люди религиозные, но ни в каком виде антисоветскую среди трудящегося населения не вели /см. л.д. 118, 120, 122, 125, 127, 130, 133, 136, 139, 142, 145, 147, 151 и 154/.

На основании вышеизложенного, привлеченные к следствию: 1). ДАВЫДОВ Степан, 2). ФЕДОРОВ Захар, 3). ПУДОВ Николай, 4). ЯРУЖИНА Евдокия, 5). ПАВЛОВ Николай, 6) КАНДЕЙКИНА Дарья, 7) ТОЛСТОВ Иван, 8) ЗАХАРОВА Ирина, 9) ЗАХАРОВА Пелагея и 10) ТЕНЮКОВА Наталия в достаточной мере изобличаются в том, что они в целях проведения в жизнь своих к-р взглядов, с 1920 года группировано в различных местах проводили тайные собрания с привлечением на эти собрания трудящихся масс, обрабатывая их антиколхозно. Обвиняемые, перечисленные выше, представляя из себя группу церковников, сумели своими повседневными пророчествами завлечь к себе массу бедняков, середняков и колхозников из четырех районов, а именно: Красно-Четаевского, Ядринского, Аликовского и Вурнарского и тем самым расширить круг антисоветской работы. Видя тайную и открытую агитацию среди крестьян-единоличников, члены этой к-р группы говорили им: «Молитесь Богу, любите Бога, Бог все даст, а Советская власть с вас только берет – не верьте ей. Не вступайте в колхоз – скоро будет война, советская власть будет свергнута, а колхозников всех перевешают. Скоро будет конец света, и тогда колхозники будут отделены от неколхозников. Колхозники пойдут все в ад, а неколхозники в рай».

По квалификации действий перечисленных лиц предусмотрены ст. 58-10, 11 УК, а посему

ПОЛАГАЛ-БЫ:

Обвиняемых:

1. ДАВЫДОВА Степана Давыдовича, происходящего из крестьян дер.Оба-Касово Ибресинского района ЧАССР, чувашина, 46 лет, б/п, одинокого, неграмотного, ранее не судившегося, странника-проходимца /монаха/, временно проживающего в качестве сторожа Н-Кумашкинской церкви в с.Н.Кумашки, Красно-Четаевского района, ЧАССР, в избирательных правах не лишенного;

2. ФЕДОРОВА Захара Федоровича, происходящего из крестьян д.Сорм-Посы Ишпарейкина Аликовского района ЧАССР, являющегося священником /попом/ в с.Ниж.Кумашки Красно-Четаевского района, ЧАССР, 65 лет, одинокого, грамотного - окончившего сельскую школу, б/парт., не судившегося, лишенного избирательных прав. С 1894 года по 1917 год бывшего рядовым монахом в Михайло-Архангельском монастыре;

3. ПУДОВА Николая Семеновича, происходящего из крестьян д. В-Кумашки Красно-Четаевского района ЧАССР, 54 лет, женатого, имеющего на иждивении четырех человек, б/партийного, м/грамотного, ранее не судившегося, зажиточного, в избирательных правах не лишенного;

4. ЯРУЖИНУ Евдокию Ивановну, крестьянку с. Н-Кумашки Красно-Четаевского района, ЧАССР, 24 лет, девицу, до революции и после – дочь кулака – раскулаченного по суду, в избирательных правах не лишенную, ранее не судившуюся, б/партийную, чувашку;

5. ПАВЛОВА Николая Павловича, крестьянина д. В-Кумашки Красно-Четаевского района ЧАССР, 32 лет, б/партийного, малограмотного, женатого, имеющего на иждивении 2 человека, в избирательных правах не лишенного, до революции и после – середняка чувашина;

6. КАНДЕЙКИНУ Дарью Сидоровну, крестьянку села Красных-Четай, того же района, ЧАССР, 53 лет, незамужнюю, малограмотную, несудившуюся, до революции и после – монашка, активную религиозницу, избирательных прав не лишенную;

7. ТОЛСТОВА Ивана Васильевича, крестьянина дер. В-Кумашки, Красно-Четайского района ЧАССР, 62 лет, неграмотного, женатого, имеющего на иждивении пять человек, б/партийного, ранее не судившегося, до революции и после – середняка, в избирательных правах не лишенного, чувашина;

8. ЗАХАРОВУ Ирину Яковлевну, крестьянку, дер. Кильдиша Аликовского района ЧАССР, временно проживающую на пасеке вблизи с.Н-Кумашки Красно-Четаевского района ЧАССР, незамужнюю, несудившуюся, неграмотную, монашку, в избирательных правах лишенную, чувашку 51 года;

9. ЗАХАРОВУ Пелагею Яковлевну, крестьянку д. Кильдиша Аликовского района ЧАССР, временно проживающую на пасеке вблизи с. Кумашки Красно-Четаевского района ЧАССР, 48 лет, незамужнюю, неграмотную, несудившуюся, из имущества ничего ни имеющую, монашку с 1903 года, в избирательных правах лишенную, и

10. ТЕНЮКОВУ Наталию Андреевну, крестьянку с. Н-Кумашки Красно-Четаевского района ЧАССР, 51 года, вдову, имеющую на иждивении троих детей, б/партийную, неграмотную, несудившуюся, кулачку, в избирательных правах лишенную, чувашку,

- привлечь к ответственности по ст. 58-10-11 УК РСФСР и дело в отношении их передать Особой Тройке при ПП ОГПУ Нижкрая на рассмотрение во внесудебном порядке.

Обвиняемых с сего числа перечислить за ПП ОГПУ Нижкрая.

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1932 года, мая 3 дня, я, оперуполномоченный ЧООГПУ КУМБРАСОВ, рассмотрев сего числа следственный материал, по делу № 164 в отношении граждан Кумашкинского сельсовета, Красно-Четаевского р-на ЧАССР:

  1. 1.ТОЛСТОВОЙ Пелагеи Никифоровны, происходящей из кр-н д. В-Кумашки , 66 лет, чувашки, замужней, детей не имеющей, кулачки – раскулаченной в 1930 г., лишенной избирательных прав, б/парт., неграмотной, под судом и следствием не находившейся;
  2. 2.АФАНАСЬЕВА Семена Афанасьевича, происходящего из крестьян дер. В-Кумашки, 75 лет, чувашина, женатого, имеющего на иждивении жену, ранее не судившегося, б/парт., кулака – раскулаченного в 1930 г., неграмотного, в избирательных правах лишенного;
  3. 3.КОРНИЛОВОЙ Александры Корниловны, происходящей из крестьян, дер. Шор-Касы, Аликовского р-на ЧАССР и временно проживающей на пасеке, вблизи с. Н-Кумашки, незамужней, 61 года, чувашки, неграмотной, ранее не судившейся, б/парт., монашки, с 1903 г. из имущества ничего не имеющей, в избирательных правах лишенной;
  4. 4.ЕГОРОВОЙ Агриппины Егоровны, происходящей из крестьян с.Пошнар Ядринского района ЧАССР и временно проживавшей в лесу вблизи дер. В-Кумашки, 62 лет, незамужней, монашка с 1900 года, б/парт., под судом и следствием не находившейся, неграмотной, из имущества ничего не имевшей, чувашки, в избирательных правах лишенной и
  5. 5.АРБЕКОВОЙ Елены Афанасьевны, происходящей из крестьян дер. Б-Токшиково, Татар-Касинского района ЧАССР и временно проживающей в с.Н-Кумашки, чувашки, состоящей до ареста на службе в церкви этого села в качестве продавца просфор, незамужней, б/парт., из имущества ничего не имеющей, 57 лет, монашки с 1916 г., избирательных прав лишенной,

ОБВИНЯЕМЫХ по ст. 58-10 УК НАШЕЛ: что имеющийся в деле материал на них недостаточен, а потому,

ПОЛАГАЛ-БЫ:

  1. 1.Следственный материал по обвинению вышеперечисленных лиц прекратить и остановить его в деле № 164, как дополнительный материал по обвинению Кумашкинской группы церковников в лице ДАВЫДОВА С.Д., ФЕДОРОВА З.С.
  2. 2.Обвиняемых ТОЛСТОВУ П.Н., АФАНАСЬЕВА С.А., КОРНИЛОВУ А.К., ЕГОРОВУ А.Г. и АРБЕКОВУ Е.А., находящихся в Ядринской трудколонии из-под стражи немедленно освободить, о чем сообщить: Прокурору ЧАССР для сведения и Ядринской трудколонии для исполнения.

Опер.уполномоченный ЧООГПУ                                                                                                            КУМБРАСОВ

«СОГЛАСНЫ»:   Начальник СПО                                                                                                          ЛАПТЕВ

                           Пом.нач. ЧООГПУ                                                                                                         СИРОТИН

«УТВЕРЖДАЮ»: Начальник ЧООГПУ                                                                                                МАРСЕЛЬСКИЙ

 

Составила Наталия Адёр