Кумашка


Новости


Хотим стать еще зеленее!
09.09.2011 11:44

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к озеленению и благоустройству территории

социально-культурного центра «Сувар»

 в д.Верхняя Кумашка Шумерлинского района Чувашской Республики

 

 

Деревня Верхняя Кумашка Шумерлинского района считается средней и, в какой-то мере, является глубинкой.

Здесь давно закрылись школа, затем клуб, библиотека,  фельдшерский пункт, райповский магазинчик. Сельхозпредприятие СХПК «Дружба» свернул свою деятельность на ближайших землях. В общем, деревне был указан путь вымирания…

Однако, по инициативе жителей, некоторых предпринимателей за последние годы был принят ряд  кардинальных мер  по возрождению и развитию деревни - своими силами и на свои средства: построена щебенная дорога протяженностью 1,2 км, три пруда, благоустроено закрытое в 1926-ом году местное кладбище - посажен Лес Памяти, отремонтированы клуб, библиотека и даже открыта начальная  малокомплектная школа. А в 2009 –ом году вновь организован колхоз «Первое мая».

В ноябре 2008 года на сходе граждан было принято решение о коренном улучшении благоустройства деревни, а через год начато строительство уникального многофункционального социально-культурного центра, где будут размещаться все важнейшие учреждения и предприятия  бытового обслуживания деревни. Сегодня этот уникальный объект  уже построен и идет обживание.

Социально-культурный центр в деревне строится по инициативе директора ООО ТП «Гермес», депутата сельского поселения Николая Адёр. В этом красивом трехуровневом особняке разместятся все нужные для современной жизни социальные и общественно-культурные учреждения: клуб, читальный зал с библиотекой, фельдшерский пункт, магазин, краеведческий музей и картинная галерея, спортивно-тренажерный зал, парикмахерская, сауна с бассейном, офисы старосты деревни, правления колхоза. При необходимости в здании можно оборудовать учебный класс малокомпактной начальной школы, отделение почты. На четвертом уровне запланирована остекленная смотровая площадка, в башенке колокольня, а еще выше… обсерватория.

 

По согласованию с администрацией Нижнекумашкинского сельского поселения, на прилегающей территории соцкультцентра выровнили площадку, засыпали грунтом оползневые места в оврагах, проложили подземные коммуникации, оборудовали детскую площадку, установили сборный бассейн с фонтаном, разбит газон, цветники. В парке вдоль тротуара установлены старые жернова в память ранее действовавших на речке Кумашка трех водяных мельниц. На территории благоустройства социально-культурного центра построена ливневая канализация для сбора поверхностных вод и организованного сброса в речку. Бассейн одновременно является большим аквариумом, где обитают рыбы из местных прудов. На территории построен специальный туалет для посетителей парка с закрытой системой смыва стоков в местную канализацию.

В 2010-ом году в соответствии с планом  благоустройства на свои средства пробурили артскважину, проложили водопроводные сети длиной 900 м, подали воду в 14 домов, а в этом году проложили еще 490 м водопровода, подали воду в три дома. Сельчане запроектировали асфальтированную дорогу по ул. Кривова и ул. Заречная.

По призыву территориально-общественного самоуправления (ТОС) «Родник», верхнекумашкинцы активно участвуют в субботниках и воскресниках по благоустройству и озеленению. Только на благоустройство и озеленение территории социально-культурного центра деревни с учетом подземных коммуникаций и инженерных сооружений частным застройщиком вложено более двух миллионов инвестиций!

Сельчане убеждены, что их деревня станет самой комфортной, благоустроенной и ухоженной в республике, что позволит привлечь в деревню трудящуюся молодежь.

 

 

Застройщик

ООО ТП «Гермес»                                                     Н.М. Адер

 
Эйфелева башня в Кумашке?
02.09.2011 05:29

 

 

 

 Эйфелева башня находится в Париже и является романтическим символом всей Франции. Отныне и в деревне Верхняя Кумашка Шумерлинского района имеется своя башня, которая претендует стать символом не только данной деревни, но, пожалуй, и всей республики. Её изготовили чувашские мастера-электросварщики Юрий Григорьев, Иван Львов и Николай Толстов по проекту предпринимателя Николая Адер. Накануне нового учебного года, 31 августа 2011 г., Валерий Александров своим мощным краном помог водрузить её на высоту шестиэтажного дома.

 

Стальная ажурная башня по своей конструкции чем-то смахивает на парижское чудо, но оригинальна по-своему. По замыслу автора проекта, конструкция многоцелевая: она архитектурно венчает кирпичное здание, служит несущей основой для установки различных антенн, является смотровой площадкой для хозяйственных и противопожарных целей. Без сомнения, в целом башня станет, это очевидно уже сегодня, изюминкой для привлечения туристов в деревню.

 

Высота конструкции кумашкинской башни, окрашенной в бело-серебристый цвет, с флагштоком составляет десять метров, а вес равен 1,25 т, а в целом шпиль башни превышает отметку в 25 метров…

 

Уровнем ниже в этот же день установили металлический каркас с покрытием из сотового поликарбоната для оборудования зимнего сада-оранжереи. Одновременно этот сад размерами 4 х 5 метров станет местом отдыха, чайной на «седьмом небе» строящегося на частные инвестиции социально-культурного центра «Сувар».

 

Оба сооружения станут конструктивными элементами для монтажа различных осветительных приборов, иллюминаций, вдохновляя сельчан и туристов на высокие, светлые мечты и дела!

 

«Просто класс!» - восхищаются жители и гости, впервые увидев эти необычные сооружения.

 

Еще фото в разделе ФОТО/Соцкультцентр "Сувар".

 

01.09.2011

 

  

 

 

 

 

 

 
Мы слово сдержали: объект готов!
29.08.2011 07:17

 


Президенту Чувашской Республики

Игнатьеву М.В.

Председателю кабинета министров

Макарову О.В.

 

Уважаемый Михаил Васильевич!

Уважаемый Олег Витальевич !

Начатое два года назад строительство социально-культурного центра в д. Верхняя Кумашка Шумерлинского района близится к завершению, и объект может быть готовым к сдаче в эксплуатацию в конце августа – в начале сентября 2011 года.


Два этажа фактически действуют в режиме обживания, устанавливается оборудование, мебель, краеведческий музей пополняется экспонатами, а в цокольном и чердачном этажах завершаются отделочные работы. Благоустройство и озеленение территории практически выполнены. Кроме самого здания, за последние два года на свои средства пробурена новая артскважина, проложены 1,3 километра магистральных труб уличной сети водоснабжения, подключены 17 домов. Общая стоимость выполненных строительно-монтажных работ в деревне за два года приближается к пятнадцати миллионам без использования государственных средств.


Наши мечты по возрождению деревни постепенно сбываются, вслед за социальной обустроенностью серьезнее возьмемся за сельскую экономику: нами вновь, «с нуля», организован колхоз «Первое мая», закуплено более тринадцати единиц различной сельхозтехники (считая также б/у), имеем около ста голов овец романовской породы, семь коров. Фермой служат деревянные строения бывшей школы и… картофелехранилище, хотя в ведении «материнского», не работающего СХПК «Дружба», откуда по заявлениям вышли 318 членов кооператива и передали свои имущественные паи отделившемуся колхозу, имеется много пустующих ферм, сельхозтехники, которые распродаются и присваиваются оставшимися семью членами… Считаю, что строящийся социально-культурный центр, безусловно, является одним из путей реанимации вымирающей деревни, а при организации сельхозпредприятий, иных рабочих мест, деревня возродится. Во всяком случае, без упомянутых факторов деревни не поднять. Поэтому, открытие центра по своей значимости может явиться своеобразным перениманием местного опыта, анализом пилотного проекта, но, в любом случае, стать событием для республики, неким вдохновляющим примером.

 

Есть и проблемы. В здании размещаются сеть (!) «учреждений» социально-культурного назначения: клуб, спортивно-тренажерный зал, медпункт, библиотека, читальный зал, краеведческий музей, сауна, и для их нормального функционирования требуются две штатные единицы – фельдшер (либо медсестра) и культработник на три заведения (клуб, библиотека, музей). Предложения в райадминистрацию представлены, но они пока отмалчиваются…В связи с изложенным, приглашаем Вас принять участие в открытии центра, заранее предложить дату торжественного открытия, либо сообщить об отказе участвовать. Мы предлагаем на 7-10 сентября.

 

Директор ООО ТП «Гермес

председатель колхоза «Первое мая»,

депутат сельского поселения Н.М. Адёр

 

 

 
Сувар – древнее название чуваш
07.06.2011 07:49

 

Вышел в свет очередной, четвертый выпуск научного издания "ВЕСТНИК" чувашского отделения Российского философского общества Российской Академии наук, где наряду со многими научными работами опубликована статья Владимира Алмандая и Николая Адер

Сувар – древнее название чуваш


Алмандай Владимир - географ, участник научных экспедиций по исследованию этнографических памятников, лауреат премии академика В.В.Николаева (2011).

Адер Николай - Председатель Фонда развития суварско-чувашской нации "Сувар".

 

В исторических документах собственно предки чувашей выступали под разными этнонимами. С VIIX вв. они известны как «сувары» и «булгары», с XI в. – «волжские булгары», а в русских и зарубежных источниках конца XV – начала XVIII вв. – «нагорные черемисы», «горные люди», «черемисские татары».

В русских летописях термин «чуваш» упоминается под 1524 годом, когда великий князь Василий Иоаннович, построив на устье Суры град Василь, отправил на Казань войско, и оно на Свияге имело бой, и на том бою «многих князей и мурз, и татар, и чювашу избиша».

Как пишет профессор Казанского университета середины XIX века В.А. Сбоев, народ под названием «чуваши» долгое время был вовсе неизвестен и восточным, и западным историкам и географам: «Только в середине XVI столетия он вдруг явился в истории».

Об этом же пишет видный чувашский этнограф и историк середины XIX в. С.М. Михайлов. Он отмечает, что имя «чуваш» не было известно, вероятно, потому, что народ этот скрывался под общим названием «орды» или «татары».

«Болгар» с древнетюркского языка переводится как «повстанец, восставший», что сохранилось на современном чувашском языке в форме «пăлхар – восстание», призыв «будь един» - «пулкар», «пул ар».

Кто такие были «булгары» («болгары»)? Был ли это один этнос или этим названием обозначался союз народов, составляющих одно царство на реке Волге. Не оттого ли царство это называлось «Болгарским», что лежало при реке Волге (Болге), и не означало ли это название просто «Волжское царство»?

Название «болгары» затруднительно считать именем одного народа уже потому, что трудно допустить, чтобы народ, живший в историческое время и достигший в своем развитии сравнительно высокого уровня культуры и цивилизованности, вдруг на глазах соседей потерял свое название, да и сам исчез вместе с ним.

Вспомним аналогичный пример из совсем уж недавней истории мощнейшего Советского государства, возникшего в 1917 году. В этом государстве проживал многочисленный «советский народ», состоявший из более чем десятков национальностей, народов: русских, украинцев, татар, чуваш и т.д. Подобно вышеописанному случаю сильный, многочисленный «советский народ» тоже вдруг исчез с распадом СССР, хотя сами национальные народы сохранились. Исчезло название народа. Вероятно таким же путем исчез булгарский народ, булгары, хотя и более трагически.

Гали Еникеев, опираясь на выводы Ахметзаки Валиди Тугана и русских «дореволюционных» ученых, пишет: «Булгары – это название сообщества (народов), говоривших на разных языках и исповедующих различные религии. Булгар – это название сообщества (государства), образованного тюркскими племенами. Предки нынешних марийцев, мордвы, удмуртов – племена финских народностей, а предки нынешних казанцев, чувашей, мишарей, башкир – племена тюркские, все они являлись подданными Булгарского хана и носили собирательное название «булгары». А народ, который более основательно назывался именем булгар – был тюркским племенем, это предки нынешних чувашей и, в определенной мере, татар тоже. Это племя было правящим в государстве. Язык древних булгар представлял собой нечто среднее между татарским и чувашским, но представляется, что чуваши сохранили язык булгар лучше, чем татары».

Суварский народ сохранил свою самобытность, не потерял язык, обычаи, культуру и древнюю этническую религию, основывающуюся на положениях зороастризма древних иранцев. В некоторых регионах России, где живут компактные группы сувар (чувашей), до сих пор сохраняются древние традиции и этническая религия.

Таким образом, в результате почти полного истребления булгаро-сувары потеряли государственность, национальную элиту, культурные накопления и этническое название. По мнению некоторых исследователей, даже по самым скромным подсчетам, не менее 4/5 болгаро-суварского населения было уничтожено (В.Д. Димитриев, Н.И. Егоров, В.П. Иванов и др.).

Суваро-булгарский этнос выжил благодаря тому, что строго придерживался канонов своей этнической культуры, но перешедшие в ислам сувары (чуваши) быстро отатаривались. Для чуваша, мари или мордвы выражение «принять мусульманство» было тождественно выражению «уйти в татары»: по принятии ислама тотчас оставляется родной язык, национальный костюм, национальные обычаи, и все это заменяется татарским. «Чувашенин, принявший мухаммеданство, уже стыдится именоваться чувашенином и говорить по чувашски, а называет себя татарином. «Я не чувашенин, т.е. не язычник», мыслит он: «я татарин, т.е. правоверующий».

В начале XVIII века в процессе насильственного крещения суваро-булгарскому народу запретили жить со своей этнической религией, начали забываться национальные имена, остался в прошлом и этноним. Исчезли формы арабографической и рунической письменности.

А вообще-то соседние племена могли называть суваро-булгар по-разному, в отличие от соплеменников. Греческие, арабские и славянские авторы и летописцы, не понимавшие суваро-булгарского языка, подлинные самоназвания племен искажали до неузнаваемости. Г.И. Комиссаров отмечал, что «само название «чуваш» (чăваш, чăаш) не подлежит филологическому объяснению. Смысл его неизвестен».

Значение слова «чуваш» можно найти в словаре В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка», неоднократно переизданный в XX столетии. «Чуварыка - неопрятный человек. Чувашъ-чувашъ, так скликают свиней: чух-чух: чуш-чушъ. Всякий калмык Иванъ Иванычъ, а чувашинъ Василий Иванычъ.». Владимир Даль при этом не выделяет, что «чуваша» относится к конкретному народу, племени, локализовано проживающих на определенной территории.

Рассказывают, что иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович, посланный для обращения чувашей в христианство, крестил их целыми толпами, причем давал им всем имя Василия, восприемником был диакон Иван Афанасьев, - и вышли чуваши Васильями Ивановичами».

Этническое самоназвание народа «сувар» заменилось на социальное название «чуваш» в связи с насильственным крещением.

Ротацированная форма «сувар» восходит к более ранней форме «сабир», о чем свидетельствуют все исторические источники (за исключением Ибн Фадлана), ср.: Птолемей (II век) – савар; Прииск Паннийский (V век) – сабир; Захария Ритор (V век) – сабир; Прокопий Кесарийский (VI век) – сабир; Мовсес Хоренаци(VI век) – савир; Менандр Протектор (VI век) – сабир; Иордан (VI век) – савир, сабир; Феофилакт Симокатта (VI - VII века) – сабир; Константин Багрянородный (X век) – сабар, асфал – «белые сабиры»; Ибн Хордадбех (IX век) – сувар; Аль-Масуди (IXX века) – савардия; Эль Балхи (X век) – сувар; Ахмед ибн Фадлан (X век) – суваз; Аль-Истакри (X век) – сувар; Аль-Мукадесси (X век) – сувар; Иосиф, хазарский каган (X век) – сувар; Худуд аль-Алам (X век) – сувар; Ибн Хаукаль (X век) – сувар; Махмуд Кашгари (XI век) – сувар; Аль-Гарнати (XII век) – сувар; Аль-Идриси (XII век) – сувар; Якут (XIII век) – сувар; булгарская эпитафия (XIV век) – сувар; карта Фра Мауро (1459 год) – веда-суар.

Суварские племена при вынужденных переселениях переносили на новые места древние названия своих городов. На Венецианской карте Франциско и Доминико Пицигано 1367 года на месте нынешних Чебоксар изображен город без указания названия. На карте Фра Мауро 1459 года (Португалия), составленной на основании карты 1436 года и более ранних карт (Tartarica. Атлас. Казань-Москва-СПб., 2005), на месте современных Чебоксар указан город «Веда Суар». На карте указывается суварское (чувашское) название реки Волга – Адыл. Археологический материал, найденный на территории г. Чебоксар во время раскопок под руководством В.Ф. Каховского в 1969 – 1973 годах, подтверждает, что город Веда Суар был основан в XIII веке, а не в XV веке, официально закрепившийся версии.

Фамилия Суворов исходит, без сомнения, от названия народа сувар, что является убедительным подтверждением суварского происхождения известного полководца – генералиссимуса А.В. Суворова. Отец его, Суворов Василий Иванович, был выходцем из «мензелинских служилых людей» (ныне Республика Татарстан).

Многие историки и писатели XIX века отмечали, что имя «чуваш» не было известно, вероятно, потому, что народ этот скрывался под общим названием «татары». В действительности, никто и не скрывал свое самоназвание, просто суваро-булгары понятия не имели, что где-то, кто-то их окрестил чувашами. Сами суваро-булгары, почитая себя, называли «суар» или «Сумлă ар». На суварском су – «почитай», ар – «человек».

Тождественна и созвучна известная всем приветственная фраза «ыр сун», что дословно переводится «пожелай добра». Сувары (чуваши) при встрече и сегодня приветствуют, здороваются словами «ыр сунап сана» - желаю тебе добра.

В слове же «чуваш» ни один из корней не имеет понятия «человек», такое социальное название не объединяет этнос, а разъединяет. Слово – великая сила. Им можно поднять престиж народа, им же можно и задавить любую его традицию и культуру. Мы говорим «арçын» (ар – «мужчина», çын – «человек»), «арăм» (жена, «хĕрарăм» - женщина). Почему-то никому не приходит в голову называть себя «чувçын» или «ашçын». Слово «чуваш» - беспредметная бессмыслица, понятие социальное.

Черемисы (марийцы) сумели после Октябрьской революции вернуть себе исконное самоназвание мари, что означает «муж», «мужчина». Вотяки также вернули свое историческое название удмурт («мурт» по- удмуртски – «человек», «личность», «муж»).

Этническое название «сувар» было известно еще 4,5 тысяч лет назад. Название этноса как оберег имело тайную силу и власть, веками сплачивая и сохраняя суваро-булгарский народ. Оно придавало народу радость и вдохновение, доблесть и могущество, любовь и доброту, трудолюбие и созидание.

Название суваро-булгарского народа исчезает в начале XVIII века в связи с насильственным крещением. Выходит, что прошло не так уж и много времени, но что стало с некогда сильным древним народом? Оглянитесь вокруг, что творится в деревнях, где атмосфера пронизана пьянством, жадностью и завистью. Вместо трудолюбия – красноречивое словоблудие и приспособленчество. Похоже, что духовная жизнь нашего народа наполнилась тяжелой, отрицательной энергетикой. Мы сами себя заключили в ад, забывая, что «в аду остаются лишь до тех пор, пока этого хотят».

Большинство чувашей страдает заниженной самооценкой. Несмотря на то, что в республике приняты национальные программы, многие из чувашских детей стесняются говорить на родном языке. Их родители не сознают, что самое дорогое и главное сокровище народа – это язык, и его нашим предкам удалось пронести через тернии и слезы, через горнило горьких испытаний. А сейчас мы начали относиться к своему языку и вовсе пренебрежительно. При таком подходе к своей истории и культуре мы сами же приближаем гибель своего народа.

Фондом историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова в 2010 году издана книга очерков под названием «Кто мы – суваро-булгары или чуваши?» (В.Н. Алмантай, г.Чебоксары), в Чувашии и республике Татарстан действуют более десятка организаций, объединений и обществ с названием «сувар» либо с использованием этого слова, в республике активно развивается Фонд развития суварско – чувашской нации «Сувар»… В последней переписи населения официально признали себя суварами несколько сот человек.

В Казани тиражом в 6-7 тысяч экземпляров издается общественно-политическая газета «Сувар» на чувашском языке, учрежденная Кабинетом министров Татарстана. Идеология этого крупного газетного издания выражается лаконичным тезисом: «Сувар – древнее название чуваш».

Пришло время вернуть чувашскому народу свое древнее, родовое название «сувар».

 

Владимир Алмантай,

Николай Адёр, сувары.

 

07.06.2011

 

 
Уважаемые земляки
07.12.2010 10:15

Уважаемые земляки, дорогие кумашкинцы, гости!

 

Вы вошли на наш сайт «kumashka.ru», с чем мы Вас и приветствуем!

Целью нашего Интернет-журнала является содействие активному общению сельчан с жителями всего мира, а в свою очередь, полноформатный показ нашей жизни, происходящих событий притянут затерянных по всему миру уроженцев Кумашки к подзабытой родной деревушке.

Общение с нами, надеемся, поможет Вам развеять тоску по малой родине, возродит оптимизм и побудит желание приехать в родительский дом, в гости к родным, а может и вернуться навсегда!

Нам нужны Ваши советы, Ваша помощь, Ваша поддержка. Вместе наш мир будет краше, интереснее! И поэтому обращаемся ко всем кумашкинцам откликнуться, связаться с нами и активно пополнять информацией о людях, о себе, о событиях минувших, новостями с Вашим участием.

Верим, что наш сайт поможет развитию экономики, культуры и социальному росту деревни.

Ждем от Вас фотографии, копии документов и предложений по улучшению нелёгкой жизни сельчан по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

 


Больше нет нигде такой на свете.
Вот она видна издалека,
Новый день вступает на рассвете
Не спеша, под пенье петуха.
С добрым сердцем ей вы улыбнитесь,
Встаньте перед нею не дыша,
Предкам, их могилам поклонитесь,
Родине с названьем «Камаша».
(Камаша – чувашское название деревни)

Алексей Лосев, 1999 г.

 

Наша деревня Верхняя Кумашка сравнительно небольшая, в 155 дворов, расположена на чудном месте среди лесов и речушек Шумерлинского района Чувашской Республики. Места здесь просто «курортные», завидуют нам гости…

Треть домов без постоянно проживающих используются как дачи. Некоторые дома уже приютили новых хозяев, вернувшихся на родину кумашкинцев, преобразились, приосанились. Деревня газифицирована, имеются две артскважины, асфальт проложен давно до середины деревни, а далее планируется и по улице Заречная.

Ежедневно по утрам и вечерам в Верхнюю Кумашку ездит автобус через село Нижняя Кумашка до г. Шумерля.

В 2011-ом году на частные инвестиции построили уникальный и важнейший для деревни объект — социально-культурный центр. В этом красивом трехуровневом особняке разместились все нужные для современной жизни социальные и общественно-культурные учреждения: клуб, фельдшерский пункт, магазин, музей, картинная галерея, спортивно-тренажерный зал, сауна с бассейном… Имеется гостевой дом "Апартаменты", оформляются туристические маршруты, строятся жилые дома из хвойного бруса.

Деревня Верхняя Кумашка основана в 1702 году (примерно), являлась материнской и лишь десятилетия спустя появилась в трех километрах по соседству и ниже по реке другая деревня — Нижняя Кумашка. Обе деревни назывались одинаково Кумашка и старожилы по сей день продолжают упрощенно называть первую «Туриял» (Верхней деревней), а вторую «Анатял» (Нижней деревней).

Сегодня Нижняя Кумашка является административным центром сельского поселения, там тоже заметно пробуждение.

Кумашка в переводе на чувашский язык пишется «Кăмаша», хотя произносится как «Кăмажа». Причиной тому несовершенство орфографии чувашского языка. Происхождение названия черемисское, которые, видимо, жили здесь ранее.

Жители деревни Верхняя Кумашка — Туриял отличались высокой самоорганизацией, инициативностью, грамотностью и деловитостью.  Ранее тут располагались три водяные мельницы, сукновалка, крупорушка, дегтярный заводик и довольно крупная лесоперерабатывающая артель «Обод» по изготовлению колес для телег, саней и прочей разной продукции лесного промысла.

Деревня дала стране шесть полковников, немало орденоносцев трудового подвига и Героя Советского Союза. Отсюда вышли композиторы, ученые, писатели, художники… Уроженцами Тури яла — Верхней Кумашки написано и издано девять книг и альманах поэтического творчества кумашкинцев.

Обе деревни чувашские, но во многих семьях, молодежь и дети больше общаются между собой на русском языке. Хорошо это или плохо, сказать однозначно трудно.

Хотя общая всероссийская разруха не пощадила и Верхнюю Кумашку, но жители не теряют оптимизма, действует территориальное общественное самоуправление «Родник». Деревня сегодня развивается и можно уверенно сказать, что находится на подъеме.

Растущий производственный и социально-культурный потенциал, планы развития деревни требуют инициативного участия многих и она готова принять на жительство и трудоустройство десяток семей, трудолюбивых, творческих профессионалов, коими всегда славились верхнекумашкинцы.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 Следующая > Последняя >>

Страница 48 из 48