Кумашка


ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИЯ
У кумашкинского монаха Макария нашлись родственники в Яльчикском районе…

 

На днях, 22 июля 2019 года, в субботний день в Нижней Кумашке мы встретили большую группу сельчан, приехавших по нашему приглашению. Большинство из двадцати двух разновозрастных туристов являются уроженцами д. Большая Ерыкла Яльчикского района. Их всех связывают родственные узы с потерявшимся восемьдесят лет назад монахом Макарием. Судьба его была для них неизвестна. Впрочем, малоизвестна и кумашкинцам, где они с единоверцами в лихие годы гонения на церковь обосновались в лесном овраге, соорудили тайно подземную келью.

…Импульсом для скорого сбора в поход стал телефонный звонок ко мне любопытного пенсионера Алексея Осипова из Новочебоксарска, уроженца Большой Ерыклы. С его слов, его всколыхнула случайно увиденная им книга про деревенское детство, написанная мною восемнадцать лет назад, и мои рассказы по радио о «монашьем овраге». Слово за слово, и он сообщил, что: «Ваш монах Макарий родом из нашей деревни, моя бабушка, сестра монаха, иногда приезжала в кумашинскую землянку с едой, от нее же и узнали, что после похорон на его могиле росла береза. Мирское имя монаха Макария – Максим Степанович, возможная фамилия - Васильев."

Эта новость ошеломила и нас тоже, так как нынешние кумашкинцы полагали, что он был изгнанный из какого-то нижегородского монастыря русский монах. По нашему приглашению Алексей Николаевич приехал в наш музей памяти деревни в г. Чебоксары, а увидев фотографии могилы монаха под огромной ветвистой берёзой сквозь внезапно скатившиеся слёзы, понял, что именно там, на далёком кумашкинском погосте, покоится родной им монах Макарий… От родственников монаха нам также стало известно, что он был слепой: в детстве повредил глаза репейником, после чего ослеп. Но прозрел духовно: с родителями ходил в церковь, на слух запоминал молитвы, в 9 лет наизусть знал Псалтирь…

Настоящий шок у моей жены Наталии вызвала новость о месте рождения монаха - деревня Большая Ерыкла Яльчикского района - ведь родители её из деревни Малая Ерыкла, а в Большой Ерыкле жила родственница, а прадеды родом из соседней деревни Белое Озеро… Для неё это стало духовным подарком: получается монах Макарий еще восемьдесят лет назад определил ей место новой семейной жизни замужеством в эту же деревню, откуда много-много лет назад, рискуя жизнью, верующие приносили в землянку продукты. 

Видимо, поселившийся в укромной лесной землянке монах (говорят иные, что их там жили двое!) обладал мощной духовной силой, притягивал к себе на тайные молитвы верующих. Одним из его сподвижников был местный, верхнекумашкинский глубоковерующий крестьянин из крепкой семьи Павлов Николай Павлович (Мигуш). По рассказам ныне живущей 83-летней дочери Ольги Скворцовой (по мужу), он носил в землянку продукты, переодевшись в женское одеяние, а обнаружив в землянке тело умершего монаха, перенёс его на себе по лесной тропе через глубокий «монаший» овраг, затем по полю и через р. Кумашка до деревенского кладбища, где и похоронили его, возможно, с другими верующими. По прошествии нескольких лет он заказал небольшую железную могильную ограду, хранил её в укромном месте. Мать Ольги, жена Мигуша, не допытывалась, для кого оградка – не принято было. Подумала, что это он для себя её приготовил. А когда ограда пропала, спросила мужа о ней, на что он кратко ответил: «На могиле монаха Макария…» Об этом Ольге спустя много лет рассказала мать.

…На берёзе расположена табличка из железного тонкого листа, полустёртая от снегов, дождей и ветра, вероятно, написанная рукой самого верного друга монаха - Мигуша. Вот что и сегодня можно без труда прочитать: «Кумасенскiй сдесь жил под семлёй препотопный монах Макари»… При установке нового металлического креста на пожертвования кумашкинцев 24 августа 2015 г был обнаружен кусок полусгнившей фанеры с надписью «Монах Макарий, умер в 1935 г.» Сейчас эта табличка находится в деревенском этномузее. Там же размещены и некоторые найденные в овраге обломки предметов быта, строений.

Перед походом в лес к Монашьему оврагу посетили могилу монаха Макария, удивились особо ветвистой кроне старой могучей берёзы. Иеромонах Венедикт из Шумерлинского храма в честь преподобного Серафима Саровского отслужил литию, помолились о упокоении монаха Макария, посадили цветы, а кто-то взял отсюда, как святыню, и горсть земли с собой. Паломники были приятно удивлены, что кумашкинцы поддерживают здесь порядок.

Затем, объехав по мосту реку Кумашка на три километра, подъехали к краю леса. Всем путникам выдали по «альпенштоку», т.е. точёные берёзовые черенки для садовых инструментов, которые сразу же понравились гостям. Пересчитавшись для порядка, колонной по одному по еле заметной дороге, по сломанным накануне веточкам-меткам, двинулись вглубь. Первым за фотоснимающим сыном Антоном пошёл шестилетний внук Константин.

Лес был в глубине старый, но совсем не тёмный, несмотря на множество поваленных стволов и веток, кто-то находил землянику, комары не надоедали – жарко. По рассказам кумашкинцев, леса эти славятся грибными местами, особенно черными груздями. Пройдя чуть больше километра почти по прямой, вышли на берег довольно глубокого оврага. На той стороне выделяется мыс меж двух оврагов-ущелий, прозванных Монашьими оврагами. Правильней было бы назвать местность не Монашьим оврагом, а Монашьим мысом, потому что землянки расположены на гребне, наверху. Подобных мысов тут пять или шесть, а родники по дну ущелий в нежаркие дни образуют небольшой ручей Наржа. Что означает это слово, пока местные не смогли объяснить. Увидев цель осады, степные яльчикские бабушки и дедушки (их было больше всего!), словно бывалые лесные люди, довольно проворно спустились вниз и, перешагнув высохший ручей, так же ловко вскарабкались наверх. Вот уж где показали свою нужность альпенштоки!

Землянки за восемьдесят с лишним лет превратились в глубокие канавы с уширениями на концах, кое-где сохранились дубовые ограждения, в нескольких местах сложены, видимо паломниками, обломки печного кирпича. Они какие-то облегчённые по весу. Старожилы сказывали, что кирпичи сюда приносили в котомках монахи из Засурья…

После молебна, вдохновлённые паломники ловчее зашагали в обратный путь. В деревне гостей разместили на обед в новом деревянном гостевом доме «Резиденция», обменялись впечатлениями, пригласив по пути Ольгу Николаевну, дочь Мигуша.

Первым о монашьих землянках, об увиденном и услышанном записал сельский учитель Законов П.С. Вот что он пишет: «Густой тёмный лес. В полукилометре от опушки леса на северо-востоке от Нижней Кумашки в лесу сливаются два глубоких оврага. Между ними возвышенность. На самую её вершину ведёт небольшая тропа. Вверху стоит столб высотой 1,5 метра, на котором висит икона, а перед ней лампада. Со стороны оврага с восточной стороны снизу вверх проложена тропинка. А сбоку – подземный вход около двух метров в обе стороны. В одной стороне – землянка с одним окошечком, одна дверь. Пол, стены, потолок – всё дубовое. Есть подтопок, кровать, скамейки, икона и горящая лампада. На другой стороне такая же землянка, но побольше, со множеством икон и с подсвечниками»… Эти архивные записи спустя много лет вошли в книгу Галины и Алексея Лосевых «Край ромашковый Кумашка» (2001 г.).

Говорят, что некоторые местные учителя в шестидесятых годах прошлого века водили сюда в подземные кельи школьников на экскурсии.

Все имеющиеся документы, рассказы о легендарном монахе готовятся к включению во второй том исторического справочника «История Верхней Кумашки и окрестных селений».

По ходу оживлённой трапезы решили привести в порядок подъездные грунтовые дороги к землянкам, установить указатели, восстановить стенки землянок, построить храм-часовню и укреплять связи между жителями кумашкинского и яльчикского краёв. Кстати, интересные факты по этому поводу: кумашкинский Михаил Уфилин в прошлом году переехал в родную деревню с женой Еленой из Яльчикского района, а ранее Ольгу Прокопьеву сосватал и увёз яльчикский парень. И совсем уж удивил кумашкинцев переезд сюда молодой женщины Галины из Яльчиков: она строит здесь новый дом!

Гости со своей стороны тут же внесли свой денежный вклад к накопленной кумашкинцами сумме на строительство храма и пригласили «делегатов» из Кумашки на Петров день.

Там и уточним ближайший план действий и на перспективу, которая проглядывается обнадёживающе.

 

                                                                           Николай Адёр

 

23 июня 2019 г.

 20190622 Кумашка поход IMG 6614-2560

 

20190622 Кумашка поход IMG 6622-2560

   

20190622 Кумашка поход IMG 6641-2560

 

  

 

 

 

 

20190622 Кумашка поход IMG 6716-2560

 

20190622 Кумашка поход IMG 6738-2560

 

 

20190622 Кумашка поход IMG 6756-2560

 

 

20190622 Кумашка поход IMG 6769-2560

 

 

ВИДЕОСЮЖЕТ 1 

ВИДЕОСЮЖЕТ 2

ВИДЕОСЮЖЕТ 3

ВИДЕОСЮЖЕТ 4

ВИДЕОСЮЖЕТ 5

 

 

 

 

 

 

 

 
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО


С большим интересом и с удовольствием следим за происходящими событиями в деревне  по сайту "кумашка ру", особенно в плане православной жизни населения. Очень приятно что происходят такие перемены и народ с удовольствием включается на добрые дела ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ ЦЕРКВИ.

Хочется искренне сказать большое спасибо организаторам, всем участникам данного проекта и поздравить всех односельчан с наступающим великим праздником ПАСХИ. Пожелать телесного и духовного здоровья.

Для более широкого освещения и информирования на сайте "кумашка ру" в разделе "ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИЯ" есть предложение добавить. религиозные фильмы например " Батюшка," "Форпост" и т.д, песни Ю. Славянской, стихи православные, детские религиозные мультфильмы, притчи и т.д.


С уважением, семья Уфилиных. Москва.

 
Хорошо потрудились. Кто следующий?

В прошлом 2015 году, осенью, совестливые граждане двух Кумашек, верующие в Бога и в святость школьной учебы, несколько дней разбирали аварийное деревянное здание средней школы в с. Н.Кумашка. За 5 дней успели разобрать больше половины, не найдя поддержки, отложили на потом. Целью затеи является восстановление церкви.

31 марта депутат районного собрания, фермер Сергей Мизуров призвал главу Нижнекумашкинского сельского поселения Геннадия Тувалкина возобновить здание школы, попросил помощи у Николая Адер выделить трактор МТЗ-82.

2 апреля, в субботу, первыми на «объект» явились местные безработные, к ним присоединились еще с десяток граждан-добровольцев и за день разобрали большую часть здания. В целом участвовали 20 человек, все работали, прямо скажем, героически!

В воскресенье еще 16 добровольцев, нацеленные «на кончину», всё разбираемое разобрали, оставили лишь полы на уровне фундамента с замерзшим мусором и остовы печей.

Жаль, что пока не соизволили участвовать многие учителя, медики, коллективы СХПК «Дружба», ТОСовцы. Но пусть не обижаются: для них работы тоже достаточно.

 

Список участников субботника по разборке школы в с.Н.Кумашка


 

2 апреля 2016 г.

 

  1. Сергей Мизуров

  2. Николай Адер

  3. Сергей Яргункин

  4. Сергей Егоров

  5. Николай Антропов

  6. Юрий Леонтьев

  7. Семен Маскин

  8. Евгений Самарин

  9. Александр Самарин

  10. Аркадий Маскин

  11. Валерий Осинкин

  12. Иван Кузнецов

  13. Геннадий Уфилин

  14. Николай Петров

  15. Валентина Губанова

  16. Нина Ерофеева

  17. Екатерина Зайцева (Терентьева)

  18. Марина Яргункина

  19. Лев Толстов

  20. Тамара Мизурова

 

3 апреля 2016 г.

 

  1. Екатерина Зайцева (Терентьева)

  2. Нина Ерофеева

  3. Людмила Самарина

  4. Дмитрий Самарин

  5. Сергей Егоров

  6. Юрий Маскин

  7. Николай Антропов

  8. Георгий Ильин

  9. Сергей Яргункин

  10. Марина Яргункина

  11. Сергей Мизуров

  12. Валерий Осинкин

  13. Семен Маскин

  14. Евгений Самарин

  15. Юрий Леонтьев

  16. Николай Адер

  17. Наталия Адер

Участник субботника

 
Почтим усопших Богоугодным делом

О Б Ъ Я В Л Е Н И Е


Рисунок художника Михаила Колчина

с фотографии церкви Покрова Пресвятой Богородицы с.Нижняя Кумашка


В субботу, 2 апреля и

в воскресенье 3 апреля 2016 года в 9.00 часов

состоится субботник по разборке школы (бывшей церкви)

в селе Нижняя Кумашка.


Приглашаем всех неравнодушных

на это Богоугодное дело:

пора навести на этом месте порядок,

ведь здесь раньше стояла красивая пятикупольная церковь,

где наши предки крестились,

причащались, венчались, где их отпевали...


Давайте исправим ошибки

наших родственников, подписавшихся

за закрытие церкви в те страшные лихолетья,

нашу лень, что столько лет безразлично

проезжали мимо этого намоленного места

и не предпринимали никаких действий...

 


2 дня будет работать трактор МТЗ, ждём и Вас тоже!

Просьба прийти в рабочей одежде, в резиновых сапогах.

 

Принимаются пожертвования

на строительство храма на этом месте.


Будем рады любой помощи!

 

 

Инициативная группа


Конт.тел: 8-927-85-58-777

 

 


 
КАК СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА ХРАМ ВОССТАНАВЛИВАЛА

Максим Васюнов

http://www.pravoslavie.ru

 

 

Чтобы не спились ее ученики, она решила восстановить сельский храм. В итоге спасла и учеников, и храм, и все село. А главное – сама обрела веру. С учительницей Верой Васильевной Реутовой я познакомился в селе Арамашево Свердловской области. Несмотря на множество забот, Вера Васильевна согласилась со мной поговорить.

 


– Мы находимся в храме, которому 385 лет, он наречен в честь Казанской иконы Божией Матери, – начинает рассказывать Вера Васильевна, когда мы входим в трапезную.

Из придела доносится красивое пение, в дверную щель виден богатый иконостас, образа вдоль всех стен, человек 40 прихожан, из окна открывается вид на бескрайние заснеженные просторы и намертво покрытую льдом реку, змейкой уходящую к горизонту.

– Храм стоит на высокой скале, ее высота 43 метра. Я сама туристка с 47-летним стажем, поэтому я все уже тут измерила, исследовала.


Вера Васильевна рассказывает об истории церкви интонациями экскурсовода. Ей так привычно, к тому же заметно волнуется: журналисты к ним в село за 130 километров от Екатеринбурга приезжают редко.

– Построили наш храм кочевники. Они кочевали с места на место до поры до времени, но когда они вышли на этот высокий берег, увидели красоту необыкновенную, то сразу решили здесь остановиться насовсем. Первое, что они возвели, не жилища себе, а деревянную церковку. А Казанской почему нарекли? День, когда они прибыли сюда в 1631 году, это день Казанской, 8 июля по старому стилю, и они посчитали, что Сама Богоматерь привела их на это место. К тому же в одной из подвод оказалась Ее икона.

– А когда возвели каменную церковь?

– Белокаменный-то храм – в 1800 году. К тому времени поселение уже разрослось. В Пермской летописи даже написано: «И возвели на высоком берегу реки Реж белокаменную красавицу церковь». Церковь удивительна по своему местоположению: она до сих пор видна со всех четырех сторон, откуда бы ни подъезжали к Арамашево.

– Но грянула революция. Я прочитал в интернете, что храм закрыли только в 1929 году, то есть он долго при большевиках еще держался. Впрочем, это для многих храмов на Урале характерно. Большевики будто все эти годы после Гражданской войны копили злобу в себе, чтобы потом как можно жестче расправиться с церквями. Какова была судьба вашего храма?

– Как раз с ним обошлись очень жестко. Действительно, в 1929 году потомки тех, кто строил этот храм, пришли сюда как разрушители. Их, конечно, было немного – два десятка человек, но они такое здесь сотворили! А перед этим согнали к храму всех жителей, развели костры, кидали в костры иконы, книги. Потом подогнали сюда ломовых лошадей. А каждая ломовая лошадь приравнивалась к маленькому трактору. Двенадцать лошадей запрягли – это рассказывала мне наша долгожительница Анна Яковлевна Телегина, видевшая все это шестилетним ребенком. Она навзрыд плакала, когда вспоминала: поднялись большевики на колокольню, набросили на нее канатные веревки, подвязали к лошадям и начали их бить кнутами. Лошади рванули разом и сдернули колокольню. И вместе с ее верхушкой упал на землю большой вестовой колокол. Он упал почти с 80-метровой высоты. Все думали: разбился. Но колокол оказался целым, даже трещинку не смогли найти. В тот момент все жители встали на колени перед разрушителями и заплакали. И, представьте себе, они не растопили их сердца. Дальше произошло страшное. Варвары подвязали колокол к лошадям, подвели лошадей на самый край скалы и колокол столкнули в реку. Этот колокол до сих пор не найден.

– Но это же не море, разве здесь трудно найти вестовой колокол?

– Да вы что! Даже дайверы сюда ездили два года подряд. Говорят, что ил очень глубокий тут. Я думаю, колокол ушел бесследно от людей, которые так жестоко с ним расправились.

После разгрома восемь десятков лет наша церковь разрушалась. Она сначала была домом культуры. В алтаре сцену устроили. Потом сгорело здание. А после этого она уже никому не нужна стала.

– Я помню, как в середине 2000-х проезжал мимо этого храма. Он очень разрушен был, хоть и смотрелся величественно. Но я даже подумать не мог, что его восстановят, это казалось чудом. А вы всегда хотели его восстановить? Что вас подтолкнуло к этому?

– Дело в том, что я учительница русского языка и литературы, 30 лет проработала в местной школе. И завучем была по воспитательной работе, и туризмом занималась, и краеведением. Поэтому все ребятишки сельские на моих глазах росли. Я каждого помню. И так получилось, что в 1990-е годы все мои ученики, мои мальчики – они на самом деле уж дяденьки были и отцы семейств, многие седые – все остались без работы. Лихие годы. У нас тогда все базовое хозяйство разрушили – лучший семеноводческий совхоз в области. И вот, чтобы мои ребята не спились, а тогда многие пошли по этой дорожке, я решила их отвлечь тем, что мы начали храм восстанавливать.

– Почему именно храм выбрали, чтобы сельчан отвлечь? Много же было еще разрушенных зданий в селе.

– Здесь был большой фронт работы. Непочатый край. И причем ее можно было делать, так сказать, во славу Божию. Кирпичи выпавшие складывать, прокосить вокруг – все стояло в сорняках, в крапиве. Очень много работы было такой: бери, неси, подай.

– Сельчане согласились сразу? Это из уважения к вам? Или жажда веры?

– Уж этого не знаю, но, когда я их пригласила – а я просто написала объявление, пришло 63 человека. Причем третья часть пришли с детками. И я помню, мы рассортировали кирпичи – плохие вывезли, а хорошие оставили на будущее, – сели тогда на эти кирпичи и уже поняли, что отсюда не уйдем. Я даже не знаю почему, это не объяснимо, это только Господь может сказать, как Он нас вел.

– Мы еще вернемся к этому. А сами вы были воцерковленной на тот момент? Как сами к Богу пришли?

– У меня была верующая бабушка. И она мне привила если не глубокую веру, но, по крайней мере, то, что непозволительное мы никогда не делали, мы знали: над нами есть Судия. Но воцерковленной я никогда не была, нет.

– А когда наступил тот момент, после которого вы уже осознанно пришли к вере?

– А в этом храме и наступил. Когда восстанавливать-то начали, мы за всю церковь сразу не взялись. У нас денег не было. Батюшки не было. Мы же сами инициативу проявили – снизу. Поэтому мы решили только один придел отреставрировать. Как только мы это сделали, я пригласила отца Моисея с братией из монастыря Новомучеников Российских на Межной. И когда они в этом маленьком алтаре запели – через 80 с лишним лет зазвучала снова молитва здесь (Плачет.), а это было Рождество Христово, 7 января 2006 года, – вы знаете, мы обнялись все и плакали от счастья. В нашем селе восемь лет всё разрушалось, а тут мы сами частичку духовности вернули. Именно с того момента я поняла, что больше из этого храма не уйду. Что бы ни говорили про меня. А меня некоторые осуждали, говорили, что с ума сошла, потому что всех зовет храм восстанавливать. А в то время денег ни у кого не было, и они всё недоумевали: как так, в лучшие годы церковь не восстановили, а тут…

– Да, и правда, чудесное Рождество вы пережили тогда. А как потом события разворачивались? Деньги же на восстановление с неба не упали.

– А потом к нам начали приходить иконы. Да непростые, а из этого храма, спасенные в 1929 году смелыми людьми. Одна из икон – ростовая икона Иоанна Богослова. Спас ее диакон. Дом диакона сохранился, его екатеринбуржцы, муж с женой, купили под дачу. Стали они прибираться на чердаке, и вдруг из мусора на них выглядывает святой лик. Дома где ее поставишь? Принесли в храм. Муж у меня учитель труда. Самый главный помощник. Без него я ничего бы не могла тут сделать. Он смастерил подставочку, и мы поставили эту икону. И не знали, что это за икона.

Но тут случилось невероятное. К нам заехал владыка Викентий – в те годы архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Он ехал из Алапаевска, а там ему батюшки все уши пропели про наш храм. Мы, говорят, удивляемся: армашевцам восемь лет зарплаты не платят, батюшки своего нет, а они пошли восстанавливать храм! Владыка, видимо, решил сам на такие чудеса посмотреть. И когда он в эти двери вошел, а за ним свита большая, я, знаете, как вздрогнула! Я ведь не представляла, как с ним обращаться-то. И со страху начала ему рассказывать: вот, к нам икону на днях принесли… Он вдруг снял головной убор, встал на колени и на коленях молился минут десять, потом и говорит: «Это самый судьбоносный знак, если в храм приходит икона из этого же храма. Она будет творить чудеса в благодарность за то, что она возвратилась в свой храм».

 

Ну вот, разве это не чудо?! Мы с чего начали? С руин! И посмотрите теперь на наш храм!

– Это епархия помогла вам восстановить храм?

– Нет, тут другое чудо. Я поехала в Екатеринбург, в епархию, конечно, заехала. Но там говорят: «Доброе дело затеяли вы. Как отреставрируете, мы вас припишем». И всё. Я, огорченная, после этого еду на трамвае мимо Архитектурной академии. А у меня с собой фотографии храма были. И зашла я в эту академию – не поверите, по Промышлению Божию, как будто бы Он стопы мои направил туда…

– Вы не собирались туда изначально?

– Конечно, нет! Но прочитала вывеску: «Архитектурная академия». Подумала: они мне хоть расскажут, чего дальше-то делать. Я ж простота душевная! Меня, конечно, охранник не пускает. А я вижу: номера телефонов написаны, и телефон ректора академии Александра Александровича Старикова. Отвернулась от охранника, набрала этот номер… и он поднял трубку. Главное, сам поднял! Не было в ту минуту секретарши, она бы меня точно не допустила к нему. Я кричу от волнения в телефон: «Я из села Арамашево, мне нужна ваша помощь!» Стариков говорит: «Заходите». Оказалось – он мне потом уже рассказывал, – ректор отдыхал когда-то в наших краях и часто ходил к храму этому пешком. Говорит: «У меня душа болела, что храм разрушается в таком красивом месте». Он ко мне тут же послал студентов шестого курса. Мы с ними поработали хорошо. Потом он послал своих преподавателей. Они сделали проект восстановления храма. И вот так Промыслом Божиим работа шла.

Вскоре у нас появился благотворитель из Екатеринбурга, человек не бедный, еще и воцерковленный, построивший дом у нас в селе. Он нам помог сильно. Поначалу только его средства шли на восстановление, потом другие подтянулись, в том числе руководители предприятий из Екатеринбурга. Все они очень большую работу сделали. Нам бы никогда пол теплый не настелить, никогда бы не заштукатурить высоту такую огромную.

– А сколько лет понадобилось, чтоб восстановить от и до?

– Одиннадцатый уже год пошел.

– Мне еще рассказали, что вы в селе открыли музей, отреставрировали святой источник и стали проводить экскурсии, а вырученные деньги вкладывали в восстановление… Вы понимаете, что вы героиня? Что вы пример для страны?

– Я не думаю, что я молодец. Я думаю, каждого из нас ведет Господь, мы идем не по своей воле, нас поставили на тропу, как несмышленых ребятишек, и сказали: «Иди туда». Я ведь к тому времени уже на пенсию вышла, сидела в тепле в школьном музее, могла бы, наверное, там и оставаться. Но вы уже слышали, что я по другому пути пошла.

 

– А ваши ученики, помогавшие вам, ходят в церковь?

- Надо сказать честно: они не завсегдатаи храма. Но это люди, которые ничего плохого никогда в этой жизни не сделают, я это гарантирую, потому что они прониклись… я не скажу, что верой прониклись, но добром, духовностью. Тем не менее, на службах их иногда можно увидеть. Многие с внуками уже приходят.

- А последний мой вопрос будет о том, что сейчас происходит в мире. Вы ведь знаете, какие угрозы над Россией нависли. Вот вы, живущие в русской глубинке, можно сказать – в сердцевине страны, как оцениваете все происходящее? Есть ли надежда?

– Именно надеждой и живет русский человек, я думаю. Верой, надеждой и любовью к окружающим. Это три ипостаси, на которых всегда держалась наша Россия. Почему мы сейчас должны их предать и продать? Нет! Я не люблю громких фраз, но вот смотрите еще что. Мы в селе живем, мы все друг друга знаем, отказать мы друг другу не можем. И за счет этого, в том числе, мы храм восстановили. Ведь не только мои ученики приходили потом, но и бабушки с дедушками 90-летние – они помнили еще храм действующим. Когда мы начали его восстанавливать, они поверили, что еще при своей жизни увидят его снова. И чем могли, помогали. Это наше единение храм спасло. Соборность. Вот это, мне кажется, спасет и всех нас.

 

С Верой Васильевной Реутовой

беседовал Максим Васюнов

 

23 марта 2016 г.

 

 

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 5